Почему АА не является сектой?

Иногда мне приходится слышать от своих знакомых, чья жизнь, в отличие от моей, не попала под жестокий пресс алкоголизма: «Как? Ты все еще ходишь в эту свою секту?» Вопрос, не является ли АА сектой, задают и сами алкоголики, недавно присоединившиеся к нашему Сообществу. Нечто подобное в адрес АА звучит подчас из уст священнослужителя или врача. Им непонятно, чем таким мы занимаемся в АА, что происходит на собраниях, и в чем вообще суть нашей программы.

Этих людей вполне можно понять. В мире воюющих учений и политических разногласий легко сбиться с пути. Сегодня известно немало организаций, чьи лидеры, прикрываясь благонравными целями, используют своих членов для собственного обогащения или упрочения своего влияния на мир. Поэтому, когда чей-то родственник, прихожанин или пациент заявляет, что он или она примкнули к группе людей, практикующих «духовный метод исцеления», естественной реакцией на такое заявление будут озабоченность и скептицизм. Представьте, что ваш ребенок однажды скажет вам: «У нас есть группа, и мы там занимаемся духовным ростом». Уверен, вас бы это встревожило и озадачило.

Вопрос, можно ли квалифицировать АА как секту, является важным еще и потому, что в данном случае от доверия к Сообществу зависит эффективность сотрудничества АА с медицинскими, религиозными организациями и другими социальными институтами. Именно этими соображениями я руководствовался, когда начал писать данную статью.

В 1946 году журналом «Grapevine» была опубликована Преамбула АА – свод кратких принципов, основанных на Традициях АА. В числе прочего там говорится: «…АА не связано ни с какой сектой, вероисповеданием, политическим направлением, организацией или учреждением». И это не пустые слова. Преамбула АА – это официальная декларация того, чем являются (а так же чем не являются) Анонимные Алкоголики. Возможно, кому-то данное заявление покажется слишком голословным. Давайте рассмотрим вопрос более основательно. Мы будем отталкиваться от формальных признаков, на основании которых группу людей можно было бы признать сектой. Итак, что характерно для такого явления как секта:

1. Наличие выдающегося харизматичного лидера («гуру», «учителя»). Лидер рассматривается в качестве «просветлённого», «святого» или посредника между Богом и людьми.

Впервые посетив группу АА, я увидел американца, который вел собрание. Его звали Джей. Он говорил больше всех, и я подумал, что он тут главный. Как оказалось, Джей был всего лишь «ведущим» и никем не командовал. Ему просто доверили это служение, как более опытному участнику. «…Они нами не управляют», – говорится о наших лидерах во Второй Традиции АА. Кстати, я сам впервые вел собрание, когда у меня было всего несколько дней трезвости. Что же касается «посредников» и «просветленных», то я таких людей в АА не встречал. Основатели АА тоже не были святыми. Один из них, Билл У., до конца своих дней говорил о себе: «Я всего лишь пьяница». Несмотря на существенность вклада и весомость опыта наших основателей этим фигурам не присущ ореол святости или «богоизбранности», а их высказываниям не придается значение конечной истины.

2. Жёсткие авторитарные структуры, жёсткая иерархичность организации с безоговорочным подчинением лидеру, слепое подчинение лидеру или организации.

Анонимными Алкоголиками невозможно управлять. Любая попытка такого рода обречена на неудачу. Это, как если бы вы попытались запрячь стаю котов в упряжку. Слово «жесткий» неприменимо к АА. Поэтому в АА в нет директората и полностью отсутствует какая бы то ни было иерархическая структура. «АА никогда не следует обзаводиться жесткой системой управления», – написали наши основатели в Традиции Девять. И хотя порой наши службы и обслуживающие структуры, состоящие из алкоголиков с разными сроками выздоровления, все же пытаются «рулить», а не обслуживать, это заканчивается всегда одинаково – группы АА, как и отдельные их члены делают то, что захотят сами, и никто не может принудить их к обратному. Высшим проявлением группового сознания в АА является Конференция по Общему Обслуживанию АА, но даже она не обладает правом отдавать приказы.

3. Отсутствие разномыслия и критики вероучения.

Как такового «вероучения» в АА нет, поскольку нет общего символа этой «веры» или какого-либо общего объекта поклонения. Есть программа выздоровления, изложенная в книге «Анонимные Алкоголики» и дополнительно прокомментированная в книге «12 Шагов и 12 Традиций». Применительно же к самой программе, разномыслие – это норма, поскольку в основу программы положено не учение или доктрина, а опыт выздоровления конкретных людей. Не существует единственно верного, «правильного» способа работы по этим Шагам. Так, в полном издании книги «Анонимные Алкоголики» приводятся сорок четыре истории самых разных людей, которые своими словами и со своей точки зрения описывают свой путь к исцелению. Когда же речь заходит о Боге, то «мы имеем в виду ваше личное представление о Нем». Вы можете исповедовать любое вероучение или не исповедовать никакого. Это сугубо личное дело каждого.

4. Активная пропаганда для привлечения новых членов, использование обманных способов вовлечения в организацию.

Анонимные Алкоголики – одна из немногих организаций, которая не стремится во что бы то ни стало расширить число своих членов, хотя в большинстве своем группы АА радуются новичкам. Порой отдельные члены АА, сами относительно недавно присоединившиеся к Сообществу, в своем желании «причинить добро» проявляют излишнее усердие в попытках привести алкоголика на собрание, но в последствии, как правило, они становятся более терпеливыми и сдержанными, понимая, что, когда речь идет о настоящем алкоголике, «Если ему суждено обрести Бога, желание должно родиться в нем самом». Что же касается «способов вовлечения», то в АА нечего предложить новичку кроме трезвости. Трудно даже представить себе ситуацию, чтобы человек был завлечен на собрание АА обманом. Ведь в любой момент он просто может встать и уйти.

5. Контроль над личностью: изоляция адептов от внешнего мира, запрет на свидания с семьёй, чтение книг, газет, просмотра телевизора, прослушивания радио, запрет на общение в социальных сетях. Жесткий учет членов: Ф.И.О., адрес, телефон, где и как можно быстро найти человека и днем, и ночью.

Тот, кто пытается отлучить алкоголика от бутылки или запретить ему что-то, неизбежно терпит фиаско. Программа, основанная на запретах: а) не может быть эффективной; б) не является привлекательной. Уверен, ни один из нас не остался бы на собрании, если бы столкнулся с подобными ограничениями в личной свободе. Что же касается «жесткого учета», то одной из привлекательных черт АА с самого начала была установка на полную анонимность своих членов. Придя на собрание АА новичок называет только своё имя и отношение к алкоголю (диагноз), причём имя можно назвать вымышленное. Раскрывать свою фамилию, место учёбы или работы не только не требуется, но и не рекомендуется. «Анонимность — духовная основа всех наших Традиций, постоянно напоминающая нам о том, что главным являются принципы, а не личности». Поэтому АА не ведет учет посещаемости, не хранит списков своих членов и не преследует тех, кто по какой-то причине перестал появляться на собраниях.

6. Ваши сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.

Данная область так же не является объектом внимания и контроля в АА. И хотя более опытные участники и не советуют новичкам слишком поспешно заводить новые сексуальные отношения, мы все вольны поступать, как нам заблагорассудится. Большинство из нас так же считает, что во избежание излишних эмоциональных сложностей, наставник должен быть одного с вами пола. В процессе выполнения Шагов так же рекомендуется проделать инвентаризацию своей сексуальной жизни с целью осознать, как необузданное желание и привычка не брать во внимание интересы других людей, разрушали наши личные отношения. И хотя большинство из нас согласны, что эта практика оказалась весьма полезной, тем не менее, она не является обязательной. «Мы не хотим быть судьями чужого сексуального поведения», – говорится в книге «Анонимные Алкоголики».

7. Провозглашение внешнего мира злом, отчуждение индивида от окружающего мира и его прежних социальных связей.

Задачей выздоровления является не увести алкоголика из мира, а напротив – помочь ему влиться в социум в качестве полноценного супруга, родителя, работника и гражданина. Суть программы АА – в восстановлении сфер жизни алкоголика, разрушенных болезнью, исправлении причиненного ущерба, осознании своей социальной ответственности перед миром. Очень высокую значимость для выздоровления алкоголика имеет опора на семейные ценности. «Алкоголик бурей проносится через жизни других людей, разбивая сердца, умерщвляя привязанности, вытравливая чувства». «Нас ждет длительный период восстановления, в котором мы должны быть зачинателями». «Глава семьи годами разрушал деловые контакты, любовь, дружбу, здоровье – все это превращено в обломки или серьезно подпорчено. Понадобятся годы, чтобы расчистить завалы».

8. Антигосударственная направленность – запреты на участие человека в общественной жизни; негативное отношение к основам существующего строя, неприятие морали и нравственных основ общества, отрицание ценностей традиционных религий.

В большинстве своем члены АА ведут активную жизнь, занимаются общественной деятельностью, участвуют в выборах, являются прихожанами своих церквей. Нелишне добавить, что одним из результатов практики наших Шагов для алкоголика становится более добросовестное следование букве закона и уважительное отношение к нравственным нормам общества. Что же до принадлежности членов АА к религии, то отношение здесь скорее уважительное. «Сообщество АА не является религиозной организацией». «Те, кто входит в религиозные общины, не найдут здесь ничего опасного для своей веры или ритуалов. Не все из нас принадлежат к религиозным общинам, но в большинстве своем мы одобряем религиозность других». «Не являясь группой определенного вероисповедания, мы не пытаемся агитировать кого-либо присоединиться к той или иной вере. Эти вопросы каждый решает сам, советуясь со своей совестью».

9. Использование рядовых членов для совершения преступлений, противоправная деятельность, национальный и религиозный экстремизм.

Применительно к АА звучит просто абсурдно. «Наша настоящая цель изменить свою жизнь таким образом, чтобы приносить максимальную пользу Богу и окружающим». «Если же у нас нет сожалений, и наше поведение продолжает причинять вред другим, то мы наверняка начнем пить». В истории АА известно много случаев, когда люди, в прошлом ведущие криминальный или антисоциальный образ жизни, понимая, что на карту поставлены их жизнь и их будущее, полностью меняли свое поведение, становясь на позицию уважения к нормам права и границам человеческой личности. Это уже не говоря о том, что на собраниях АА вы можете встретить людей различных вероисповеданий, национальностей, культур и убеждений. В АА вы не услышите дискуссий по национальным, политическим и религиозным вопросам, а АА в целом не имеет своей точки зрения ни по одному из вопросов, вызывающих общественную полемику. Именно это имеется в виду в нашей Традиции Десять: «Содружество Анонимных Алкоголиков не придерживается какого-либо мнения по вопросам, не относящимся к его деятельности; поэтому имя АА не следует вовлекать в какие-либо общественные дискуссии».

10. Внешнее финансирование из-за рубежа, часто через различные фонды; создание финансовой зависимости от организации. Использование адептов в качестве распространителей платной литературы, атрибутов данного учения, а так же в качестве рабочей силы на производствах или фермах, принадлежащих организации.

АА – это организация, не имеющая аналогов. Уникальность нашего Сообщества – в полном отсутствии коммерческих интересов среди целей деятельности. Принцип «корпоративной бедности», предложенный в свое время Биллом У., надежно защищает АА от «излишеств» в виде банковских счетов и средств производства. Отсутствие крупной собственности, обязательных взносов и отчислений, а так же отказ от крупных пожертвований, даже если они исходят от членов АА, исключает финансовую зависимость групп АА и их членов от каких бы то ни было внешних финансовых источников. Любопытно, что даже если какой-то филантроп и вознамерится «осчастливить» Сообщество, выписав чек на крупную сумму, АА просто не примет эти деньги, вежливо отклонив пожертвование. Таких случаев немало в истории АА. Принцип финансовой независимости отражен в Традиции Семь: «Каждой группе АА следует опираться на собственные силы, отказываясь от помощи извне».

11. Насаждение особого рациона питания, объявление определенных продуктов «нечистыми», «скверными», «греховными».

Как уже было сказано выше, алкоголиками невозможно управлять с помощью запретов и ограничений. Группы АА никоим образом не регламентируют образ жизни своих членов. Рацион питания не является исключением. В АА нет запрета даже на употребление алкоголя. Единственное ограничение, которое возникает в случае употребления – нетрезвый участник не может выступать на собрании, сохраняя за собой, тем не менее, право на присутствие.

12. Формирование у последователей учения чувства элитарности, «избранности», исключительности. Претензия на монопольное обладание истиной.

Периодически из уст отдельных членов АА можно услышать, что 12 Шагов – это программа, которая может научить весь мир, как жить «правильно». Разумеется, каждый отдельный алкоголик может иметь свою точку зрения по данному вопросу. Однако, если говорить о позиции АА в целом, мы можем прочесть в нашей литературе следующее: «Программе АА чужд догматизм». Если говорить в целом о проблеме, то наши усилия – не что иное, как капля в море. По всей вероятности, все, что мы сможем, – это лишь частично охватить проблему алкоголизма во всех ее проявлениях. Что касается терапии, которой алкоголик хочет воспользоваться, то мы, конечно же, не обладаем монополией в этой области». И уж тем более ни один из нас не может претендовать на исключительность или «избранность». Для этого просто нет оснований. Объявив себя новоявленными «мессиями», алкоголики только поднимут себя на смех. Основная цель АА – быть полезными для тех, кто страдает, а не привлекать внимание к своим персонам. И здесь задача выздоровления звучит несколько парадоксально – от иллюзии своей особенности мы движемся в сторону уравнивания себя со всем остальным человечеством.

Программа АА никогда не обрела бы столь повсеместного распространения, если бы исходила из конкретных религиозных предпосылок. Универсальность идей АА подходит людям с самыми разными убеждениями. Поэтому у Содружества такой широкий диапазон сотрудничества в социальной среде. Мне приходилось бывать на группах АА, которые проводят свои собрания в отделениях полиции, наркологических диспансерах, психиатрических больницах, образовательных учреждениях, центрах социальной помощи, протестантских молельных домах, католических и православных храмах – перечень далеко не полный. Группа, где имеет возможность служить ваш покорный слуга, собирается на территории Свято-Данилова монастыря, где, к слову сказать, существуют еще две группы АА. Можно ли себе представить, чтобы на территории православного храма собирались люди, чья деятельность подпадала бы под определение «секта»?

Когда мы знакомимся с каким-то новым явлением, наша голова, будучи заложницей ранее сформированных привычек, пытается опознать новое через уже ранее известное. Поиск аналогий – хороший способ создавать менее тревожную картину мира. «А-а-а, понятно…», – говорим мы себе, – «это что-то вроде того, что я уже видел и знаю». Но ведь таким образом мы рискуем пропустить что-то действительно оригинальное, некий феномен, которому присуща его собственная природа. Пожалуйста, не называйте группы АА «психотерапией без психолога», «религией без священника», «клубом для страждущих» или чем-то таким же – понятным и определенным, пока сами досконально в этом не разберетесь. Иначе предвзятость может сослужить вам плохую службу. И если вы все еще считаете АА «чем-то вроде секты», а мне, вопреки намерениям, так и не удалось развеять ваш скептицизм, попробуйте сами составить впечатление, посетив несколько собраний АА, или хотя бы, прочесть что-то из нашей литературы.

 

Евгений М.,

трезвый с 23 декабря 1988 г.

Источник: «Дюжина» №1 за 2014

 

 

 

Вам также может понравиться...